"Леди Макбет Мценского уезда"
"Первую песенку зардевшись спеть."
И все-таки Николай Лесков очень талантливый писатель. Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" я впервые прочитала еще в школьные годы, и тогда он меня буквально поразил. Такую историю вообще трудно забыть. Перечитывая книгу, я как будто снова возвращаюсь в то время, снова вижу знакомых героев - кого-то осуждаю, кого-то жалею - и это при том, что финал мне уже заранее известен. Сюжет казалось бы банален: замужняя женщина страдает от скуки и одиночества, но случайная встреча с молодым и красивым работником совершенно меняет ее жизнь. Однако здесь все далеко не так просто.
Катерина Измайлова. Честно признаюсь, об этой героине я готова говорить бесконечно, ее судьба меня и привлекает, и пугает одновременно. И почему именно так сложились обстоятельства? Каким образом из очаровательной и веселой девушки Катерина превратилась в хладнокровную убийцу, не пощадившую даже ребенка? Автор говорит о ней так:
Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда.
В начале книги ей всего 23 года - она молода, полна нерастраченных жизненных сил, свободолюбива, энергична. Думаю, не случайно автор рассказывает нам о юности героини — Катя родилась и выросла в бедной семье, но нисколько не тяготилась своим положением. Она привыкла к простой и привольной жизни, к шуткам и веселью, ей противны малейшие условности и обязательства. Перед нами натура яркая, свободолюбивая, стихийная, однако пока ее судьба ничем не отличается от судеб других девушек. Многие выходили замуж без любви, многие забывали в браке о старых мечтах и надеждах. На первый взгляд кажется, что Катерина также смирилась со своим положением — она не пытается бунтовать против устоявшихся порядков, во всем подчиняется мужу и свекру. У Катерины нет ни работы, ни книг, ни развлечений, скука и безделье буквально сводят ее с ума. Возможно, она так постепенно и угасла бы в закрытом купеческом тереме, да нечаянная встреча с Сергеем пробудила в ней дремавшие до сих пор жизненные силы. Сергей становится смыслом ее существования, он — ее первая любовь и единственная радость.
Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя.
И вот Катерина совершается свое первое убийство. После этого она не чувствует ни угрызений совести, ни нравственных страданий — лишь страшные сны иногда нарушают ее покой. Героиня почти счастлива, она наслаждается новой жизнью, любовью, свободой, она почти обезумела от страсти к Сергею. Но это только начало череды преступлений...
Сергей. Странно, но именно его я считаю самым отрицательным персонажем книги. Любил ли он Катерину Львовну? Вряд ли. Вероятно, с его стороны было лишь увлечение, а потом и расчет. Да и кровавые тайны навеки связали этих людей друг с другом — ведь Сергей не просто любовник хозяйки, он соучастник многих ее преступлений. Но за преступления приходится платить. Сергея и Катерину Львовну отправляют на каторжные работы. И вот здесь характеры героев раскрываются особенно ярко — Катя готова пожертвовать ради любимого всем, все тяготы пути она сносит безропотно, радуясь даже самым мимолетным встречам с Сергеем. А вот он обращается с нею грубо и равнодушно, а вскоре и вовсе находит себе новое увлечение — молодую каторжанку Сонетку. Ох, как же мне была противна эта Сонетка. Беспринципная, расчетливая, жестокая девица. Она ловко манипулирует Сергеем, не забывая издеваться над поверженной соперницей. История с чулочками — просто без комментариев. Но все-таки самую тяжкую и страшную обиду Катерине Львовне наносит Сергей. Казалось бы, именно ему она должна была отомстить в финале.
Но финал непредсказуем. И он пугает. Катерина Львовна убивает Сонетку и сама гибнет вместе с ней. И странное дело — Катерину мне жалко, а вот Сонетку — нет, хотя в данной ситуации она жертва. Произведение действительно очень сильное и неоднозначное. До чего порой доводит людей праздность и скука...
8 из 10.