В целом экранизация получилась неплохой, хотя претензии есть и к сюжету, и к игре актеров. Впрочем, к сюжету придираться бессмысленно — сценарий для «Статского советника» писал сам Борис Акунин, так что все отступления от канона остаются, так сказать, на совести самого автора. По просьбе режиссера была изменена только лишь финальная сцена. Ну, а теперь об актерских работах. Фандорин-Меньшиков на фоне других героев несколько теряется да и внешне не вполне соответствует описанию из книги — вместо широкоплечего голубоглазого красавца мы видим невысокого темноглазого господина приятной, но не особенно приметной наружности. И тем не менее Фандорин в исполнении Меньшикова мне понравился - благородный, сдержанный, одинокий, чуть-чуть надменный. Такого замкнутого и холодного героя вообще очень сложно сыграть так, чтобы он не производил на зрителей впечатления заносчивого типа. Меньшиков старался как мог «оживить» Фандорина. В одном из эпизодов он с такой нежностью и теплотой смотрит на Эсфирь, которая бесцеремонно хозяйничает на его письменном столе, что и в его чувства тоже хочется поверить.
читать дальшеА вот Пожарский-Михалков вызвал у меня только лишь негативные эмоции. Мне и в книге этот герой не особенно нравился, но тут я просто не могла дождаться, когда сцены с его участием закончатся. Что интересно — всем героям монологи сократили, а вот рассуждения Глеба Георгиевича оставили нетронутыми. По-моему, в каноне он даже менее многословным был.) Ну и в результате Пожарский просто вытеснил с экрана других персонажей. И еще. Книжный Пожарский хоть и был тем еще негодяем, но Жюли все-таки за предательство убивать не стал — понял, что не по своей воле она его обманула. В фильме же князь свою любовницу совершенно равнодушно застрелил и тут же начал читать Игле лекцию о вреде революционной деятельности.
Грин… Нельзя сказать, что Хабенский играет плохо, но мне было как-то сложно воспринимать его в образе стального революционера. Грин у Хабенского получился уж слишком мягким и эмоциональным, не верится, что он мог вынести все те испытания, что выпали на долю книжного героя. Но за игрой Хабенского, по крайней мере, наблюдать интересно. Емеля и Снегирь — внешне понравились, но очень уж мало времени им там было уделено, даже игру актеров трудно оценить. Козырь однозначно удался, я его примерно таким и представляла (да и Машкову роль лихого бандита очень подходит).
Бурляева и Сверчинского в фильме объединили в образе Петра Ивановича Бурчинского, в характере которого все-таки преобладают черты грубоватого и недальновидного Бурляева. Вот только напрасно они пригласили на эту роль Федора Бондарчука, как-то он здесь вообще не в тему. Мыльников — пусть не идеальное соответствие по внешности, зато идеальное по характеру — сложное сочетание напускной простоватости, хитрости и осторожности актер передал замечательно. Вот кто не понравился однозначно, так это поручик Смольянинов. Если книге он своим наивным благородством сразу внушал симпатию, то здесь, глядя на него, я испытывала лишь недоумение и раздражение.
Итак, женские образы… Эсфирь Литвинова в исполнении очаровательной Эмилии Спивак. Невероятно живая, искренняя, трогательная, не умеющая «жить наполовинку». И все-таки порой мне очень не хватало упрямства и язвительности книжной героини — нет, в фильме Эсфирь все такая же взбалмошная и горячая, но характер у нее стал гораздо мягче. Да и глаза у нее должны быть черные, а не синие, но… это несоответствие можно простить за талантливую игру)).
Жюли-Миронова получилась не особенно симпатичной героиней. По-лисьи хитрая, жеманная, манерная. Хотя Жюли я в книге не слишком люблю… может, ее так и надо было играть? Вот Игла, на мой взгляд, почти идеально соответствует описанию из романа — сдержанная, гордая, принципиальная, волевая и в то же время любящая и ранимая. Диана...ее линию здесь так сильно урезали, что те, кто не читал книгу, были уверены в том, что она и Эсфирь — одно и то же лицо. А в целом история «дамы с вуалью» в фильме получилась даже более загадочной и таинственной, чем у Акунина. Диану тут изобразили этаким существом из другого мира — опасным, даже несколько жутковатым, но притягательным.
Ну, а что касается финала, то я отдам предпочтение книжной версии.)