В 1978 году режиссер Владимир Гориккер снял детский фильм «Осенние колокола» по мотивам пушкинской «Сказки о мертвой царевне». Года четыре назад я была буквально очарована этим фильмом, но после повторного просмотра мое мнение о нем несколько изменилось. Версия Гориккера очень сильно отличается от первоисточника, так что экранизацией ее можно назвать с натяжкой. В целом я ничего против новой трактовки не имею — эта история тем и хороша, что ее можно рассказывать по-разному, но, увы, не все изменения пошли на пользу фильму. И главный его минус — это отсутствие сказочной атмосферы. Данная экранизация не впечатляет ни захватывающим сюжетом, ни волшебными превращениями, ни удачными спецэффектами (я всегда невольно сравнивала ее с «Морозко», «Русланом и Людмилой», «Сказкой о царе Салтане», и сравнение было не в пользу «Колоколов»).
читать дальшеТекст читает Иннокентий Смоктуновский, и его тихий задумчивый голос как нельзя лучше соответствует настроению этого фильма. Создателям прекрасно удалось передать очарование старины (съемки проходили в Суздале), так что во время просмотра зритель может любоваться неброскими, но невероятно красивыми осенними пейзажами и изящными архитектурными строениями. Костюмы хороши, но вся эта мешанина стилей лично мне не слишком понравилась. Царевна ходит в русских сарафанчиках, мачеха — в европейских платьях и коронах. В целом фильм получился красивым, неторопливым, душевным, но скучноватым. Детей он вряд ли увлечет.
Теперь о сюжете. Итак, царь поехал посмотреть другие страны. Но уехал он не на девять месяцев, как у Пушкина, а на несколько лет. Во всяком случае, когда он вернулся, маленькая царевна уже начала ходить и говорить. Царь здесь показан просто живым воплощением доброты, бесхарактерности и несуразности. Такой тихий и безобидный дурачок, которого по-настоящему могла любить лишь его первая жена. А вот царица в исполнении молодой Ирины Алферовой действительно прекрасна. Эта тихая и кроткая женщина была своему мужу верной подругой и ангелом-хранителем. Жаль только, что царевне пришлось расти без матери.
Кстати, о царевне. Любовь Чиркова сумела создать образ невероятно милой, жизнерадостной, даже несколько ребячливой девушки. Царевна не обладает редкой красотой, но при этом я нисколько не усомнилась в том, что она могла затмить свою мачеху. Царица хоть и красива, но слишком холодна, а царевна искренняя и живая, словно солнечный лучик. Замечательно, что царевну и Елисея в этом фильме показали друзьями детства. Да, отступление от канона, но мне понравилось. Кстати, мачеха в этом фильме тоже иностранка. Но такое вполне могло быть, царю ведь нужны союзы с другими государствами. И это позволяет несколько иначе трактовать мотивы поступков мачехи, которая так и не нашла в чужой стране близких людей.
Присутствуют в фильме и богатыри, причем самому младшему из них где-то около шести лет.
По итогу — актеры прекрасны, но вот подача оставляет желать лучшего. Фильмы-сказки я могу пересматривать много раз, но к этому возвращаться почему-то не хочется. Сказка должна быть волшебной, яркой, праздничной, а здесь все слишком буднично и реалистично. Фильм на тройку, но за актеров — четыре с минусом.