
Странное у меня отношение к этой книге. В «Азазель», на мой взгляд, и сюжет лучше, и герои интереснее, да и вообще педагогические теории мне как-то ближе политических игр, но при этом «Гамбиту» я все равно отдаю первое место. Главный герой Эраст Фандорин здесь выступает в роли серого кардинала — именно благодаря его усилиям удается раскрыть сложное дело, но сам он постоянно находится в тени других персонажей.
читать дальшеГораздо больше внимания автор уделяет помощнице Фандорина, Варваре Суворовой. Именно она в этой книге будет давать оценку происходящему. К этой героине у меня тоже очень неоднозначное отношение: в фильме я ее терпеть не могу, а вот в книге она мне понравилась буквально с первых строк. Варвара Андреевна, «передовая женщина», пытается по мере сил отстаивать свое право на независимость. Она вопреки воле родителей закончила курсы телеграфисток, какое-то время работала учительницей в сельской школе, где и познакомилась со своим женихом, Петей Яблоковым. Вот ради него-то в 1877 году она и отправилась в зону боевых действий. Мне нравятся многие акунинские героини, но все-таки характер Вари получился самым живым, теплым и привлекательным. Пожалуй, Варя еще сама не определилась, чего она хочет от жизни. Подчиняться навязанным правилам, играть скучную роль жены и домохозяйки — нет, увольте; но и соответствовать выдуманному идеалу «передовой женщины» тоже не очень получается. Надеюсь, что через некоторое время Варя поймет, что ей лучше всего быть такой, какая она есть — жизнерадостной, отзывчивой, упрямой, любопытной, немного кокетливой и невероятно доброй. Кстати, любовной линии как таковой в книге нет. За Варей ухаживают многие мужчины, но взаимностью она никому из них не отвечает, а к Фандорину и вовсе поначалу испытывает неприязнь. Разумеется, потом ее мнение об этом господине кардинально изменится.)
Что касается главной интриги… Вот с интригой у Акунина дела обстоят не очень. Под чьим именем на самом деле скрывается коварный Анвар-эфенди я догадалась очень скоро, но следует признать, что образ Анвара тоже получился очень сложным, неоднозначным и по-своему привлекательным. Он тоже «азазель», один из воспитанников леди Эстер, а потому и взгляды на жизнь у него соответствующие: интересы дела важнее человеческой жизни, личные привязанности не должны мешать работе. В общем, идейный убийца и интриган, который, между тем, сам искренне верит в то, что приносит миру пользу и спасает его от грядущих катастроф.
Еще хотелось бы отметить второстепенных персонажей, в числе которых есть и старый знакомый — граф Зуров. Вот только если в первой книге Ипполит мне чем-то напоминал Рогожина, то здесь от его былой мрачности не осталось и следа, и он превратился в этакого поручика Ржевского. Также запомнились безрассудный и амбициозный генерал Соболев (понятно, кто послужил прототипом), добродушный журналист Маклафлин, наивный и преданный адъютант Митя Гриднев.
Финал оставил ощущение грустной недосказанности. Все-таки жаль, что в следующих книгах Акунин не напишет ничего о Вариной дальнейшей жизни.
Но роману 5.
@темы:
книги,
отзывы,
Акунин
А какая концовка тебе больше понравилась - оригинальная или та, что Акунин специально для фильма придумал?
Книжная, потому что не могу я представить Перепелкина в роли талантливого воспитанника леди Эстер и гения шпионажа.) Оригинальный злодей лучше был.
Здесь согласна, в книге все очень предсказуемо, я вообще заметила, что у Акунина мне нравятся не столько детективные сюжеты, сколько сама атмосфера и характеры героев.
Был бы Перепелкин более безликий и не такой нарочито-нелепый - кто-то типа Даниила Спиваковского - тогда, КМК, получилось бы даже лучше оригинала.
И еще сохранили бы линию Варя/Анвар. В книге же он все-таки испытывал к этой девушке уважение и симпатию.
Книжные Варя и Анвар интересны, да - их последний диалог в комнате, пожалуй, одна из лучших сцен романа. Две сильные личности, которые испытывают друг другу тёплые чувства, но быть вместе не смогут никогда. Киношный "книжный Анвар" тоже очень понравился (очень грустно, что с актером так получилось), а вот киношная Варя - :
А как тебе каст вообще???
Варя в фильме раздражала неимоверно, причем неприятие вызывала как манера игры актрисы, так и характер самой героини. Книжная Варя все-таки не была такой наглой и навязчивой. К Фандорину я вообще была как-то равнодушна, хотя в целом Бероев с ролью справился. Однозначно понравились д’Эвре, Лукан, Маклафлин и Зуров. Хорошо, что на роль Зурова пригласили именно Певцова, а не Чонишвили, который играл его в "Азазель". А вот Соболева я себе представляла более симпатичным, но, может, это просто мое субъективное восприятие, не нравится мне Балуев.