![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/6/1/3161108/86391981.jpg)
Пока есть свободное время, читаю книги из своего списка. Отзывы со спойлерами, конечно же.
«Голова профессора Доуэля»«Голова профессора Доуэля». Интересный роман. Довольно лаконичный и суховатый язык повествования позволяет, тем не менее, нарисовать в воображении довольно яркую картину происходящего. Характеры всех героев многогранны и неоднозначны, и даже циничный и жестокий Керн по-своему интересен — это не бездарный завистник, а талантливый человек, чьи способности меркнут, однако, рядом с настоящим гением, профессором Доуэлем. Такие Моцарт и Сальери из медицины… И если Доуэль действительно хотел расширить горизонт науки и дать людям возможность бороться со смертью, то Керн стремился прежде всего к славе и деньгам. Но и поступкам Доуэля трудно дать однозначную оценку. Задумывался ли он сам, что его опыты с оживлениями голов были по меньшей мере жестокими и неэтичными? Правда, профессор практиковался лишь на животных, но ведь конечной целью его работы было именно воскрешение головы человека. И так уж вышло, что первой «жертвой», обреченной на жизнь без тела, стал именно он сам.
Наверное, первым радостным событием для него стало знакомство с Мари Лоран, помощницей и ассистенткой Керна. Сама Мари мне очень понравилась — это искренняя, смелая, благородная и удивительно правдивая девушка, которую даже самые жестокие испытания не сломили и не заставили отступить от поставленной цели. Хочется верить, что у нее и Артура все будет хорошо. Но больше всего в этой истории мне было жаль певицу Брике. Даже судьба умершего из-за несчастного случая Тома выглядит менее ужасной, чем ее будущее. Сначала получить надежду на новую жизнь, впервые почувствовать себя по-настоящему свободной и счастливой, а потом потерять все это и уже навсегда — нет, смерть, наверное, была бы для нее избавлением. Правда, если вспомнить, как выглядела Брике в последней сцене, то можно предположить, что ее существование, скорее всего, будет недолгим.
«Остров Погибших Кораблей»«Остров Погибших Кораблей». Неплохой роман, хотя, имхо, его сюжет довольно прост и наивен. Пароход «Вениамин Франклин» терпит крушение, и спустя какое-то время течение прибивает его к таинственному «острову» в Саргассовом море — странному месту, где нашли себе последний приют корабли почти всех времен и народов. Собственно, многочисленные суда, стоящие почти вплотную друг другу, и образовывают этот самый остров, который, как выясняется позднее, вполне себе обитаем. Пассажиры «Вениамина Франклина» — преступник Реджинальд Гатлинг, дочь миллиардера Вивиана Кингман и сыщик Симкинс — вместе пытаются выжить в новых условиях и найти способ вернуться домой. Увы, главная парочка меня разочаровала. Он — типичный романтический герой, загадочный, хладнокровный, отважный и ироничный, но слишком картонный, чтобы вызывать сочувствие. Она — девушка из богатой семьи, красивая, смелая, остроумная, но тоже, увы, не отличающаяся особой яркостью или самобытностью характера. Когда чувство Вивианы и Реджинальда сумело из дружбы и взаимного уважения вырасти в нечто большее, я так и не поняла, тем более что романтического интереса герои друг к другу не проявляли, а Гатлинг вообще недавно узнал о трагической гибели своей вроде как любимой девушки. И разумеется, в нужный момент выяснится, что никакого преступления герой на самом деле не совершал и арестован был по ошибке. «Губернатор» таинственного острова Фергус Слейтон тоже такой типичный злодейский злодей — он и родного брата ради наследства едва не уморил, и островитян тиранил, и Вивиану хотел силой в жены взять. Образ хоть и мрачноватый, но тоже шаблонный и не особенно правдоподобный.
Порадовали только Симпкинс и островитяне Флорес и Бокко. Сыщик Симкинс — это вообще отдельная песня. Поначалу и он представлен как типичнейший карикатурный персонаж — невольно задаешься вопросом, как этот суетливый, нелепый и глуповатый человек мог считаться одним из лучших сыщиков Нью-Йорка. Но позднее герой раскрылся с другой стороны, сумел проявить и храбрость, и хитрость, и смекалку, и мое отношение к нему изменилось. Да, порой он преследовал свои меркантильные интересы и прятался от опасности за чужими спинами, но все-таки в трудный момент всегда приходил на помощь друзьям. Такой вполне себе живой человек со своими достоинствами и недостатками.
«Человек, нашедший свое лицо»«Человек, нашедший свое лицо». Интересная, пусть и несколько наивная история. Актер-карлик Антонио Престо мечтает жить нормальной жизнью, не вызывая каждым своим жестом смех окружающих, играть разноплановые роли, создать семью с любимой женщиной — но для этого ему придется изменить свою внешность, отказаться от своего прежнего лица и по сути родиться заново в новом облике. Первый неправдоподобный момент книги — Престо едет в загадочную клинику доктора Цорна, не известив о своем решении ни работодателей, ни знакомых, ни даже своего старого слугу Себастьяна. Разумеется, что после чудесного перевоплощения Престо попросту перестали узнавать, и он не смог попасть даже в собственный дом, так как никакой справки из клиники или другого документа, подтверждающего, что «новый» Тонио и есть тот самый знаменитый актер, у него не было. И в общем-то все дальнейшие разбирательства и судебные процессы стали следствием лишь неосмотрительности и глупости героя.
К слову, тот способ, к которому прибегнул Престо, чтобы отстоять свои права на имущество, тоже мог привести его прямиком в тюрьму. Странно, что все влиятельные люди, которым после «отравления» на его ужине тоже пришлось лечиться у Цорна, не объединились против Престо и не добились таки для него наказания. Знаменитая актриса и красавица Гедда Люкс, хладнокровно отвергнувшая любовь Тонио, в первой части романа не произвела на меня негативного впечатления — да, тщеславная и расчетливая, но не злая и даже по-своему обаятельная. Однако потом ее зачем-то превратили в жеманную, мстительную и завистливую особу, которая способна пойти на любую подлость ради того, чтобы достичь своей цели.
Рассуждения Престо о кино и творчестве довольно интересны, хотя иногда автор, имхо, несколько преувеличивал пороки американского общества. Не верю, что в начале двадцатого века совсем не было фильмов о жизни простых людей, а популярные актеры соглашались лишь на роли графов и миллионеров. Во второй части появляется и новая героиня — Эллен Кей, племянница простого паркового сторожа, которую Престо мечтает снять в своем новом фильме. Не знаю, смог бы в реальности человек без театрального образования, не получивший даже самой простой подготовки, сыграть главную роль — но Эллен смогла.
Кстати, Эллен мне в целом понравилась — яркая, независимая, искренняя и в чем-то по-детски наивная, такая Олеся из Йолстоунского парка. Разумеется, мир киноиндустрии с его интригами, сплетнями и жестокой борьбой за место под солнцем не принял лесную дикарку, и она, подобно купринской героине, оставила своего возлюбленного и уехала вместе с дядей в неизвестность. Правда, весь этот чрезмерный драматизм «все кончено, ее жизнь разбита, она больше никогда и никого не полюбит» мне показался излишним. Тем более что вся жизнь у девушки еще впереди, а события происходят не в Средневековье. И неужели статья в желтой прессе о том, что Эллен — любовница Престо, произвела такую сенсацию, что это действительно обсуждали «на всех перекрестках во всех штатах Северной и Южной Америки»? Подобные сплетни в мире кино — обычное дело.
Героя жаль, но свой путь и свое новое лицо он все-таки сумел найти.
+ Ариэль«Ариэль». Итак, Индия. Таинственная школа Дандарат, где живут дети, от которых по каким-либо причинам решили избавиться их родители или опекуны. Мальчики и девочки почти постоянно находятся под воздействием гипноза, их подвергают страшным испытаниям и держат в полной изоляции от внешнего мира, обучая лишь языкам и истории религии. Цель обучения — сделать из этих детей безропотных рабов, живые орудия для укрепления в обществе религиозных настроений и слепой веры в магов, пророков и ясновидящих. Аврелию Гальтону, переименованному воспитателями в Ариэля, лишь чудом удалось сохранить рассудок и свободную волю. Чарльз Хайд, ученый, проводивший самые невероятные опыты, наделил Ариэля способностью летать, и эта способность стала для юноши одновременно и даром, и проклятьем. Вообще Ариэль один из самых ярких и живых героев Беляева. Мне он чем-то напомнил лермонтовского Мцыри — то же бунтарство, то же стремление к свободе и то же роковое хождение по замкнутому кругу.
Вместе со своим маленьким другом Шарадом Ариэль сбежал из школы, и с этого момента началась история его скитаний. Юноше пришлось побывать и в бедной хижине париев, и во дворце раджи, и в диких джунглях, и в доме пастора, и в цирке — и почти везде ему приходилось сталкиваться с непониманием и одиночеством, ощущать свою чуждость как небу, так и земле. Увы, чудесный дар, о котором люди мечтают в сновидениях, не принес Ариэлю счастья — одни будут охотиться за ним, чтобы сделать его послушной марионеткой, другие — чтобы обогатиться с его помощью, и даже любимая девушка увидит в нем скорее полубога, чем друга и возлюбленного. Все героини этого романа по-своему интересны — и взбалмошная, но добрая Шьяма, и кроткая трогательная Лолита, и жесткая и решительная Джейн.
Кстати, жаль, что автор не дал Ариэлю возможности найти общий язык со своей единственной сестрой. Да и сама Джейн в последних главах превратилась в довольно неприятную особу, хотя изначально была показана упрямой и целеустремленной девушкой, пусть не лишенной высокомерия и снобизма, но и не заразившейся еще пороками высшего общества. Во всяком случае, она приложила все усилия для того, чтобы разыскать Ариэля, и, несмотря на то, что была разлучена с ним в далеком детстве, видела в нем любимого брата, а не соперника за наследство. А сам роман хорош. Очень хочется надеяться, что Ариэль благополучно доберется до Индии и снова встретится с Лолитой, Низматом и Шарадом.