
Цикл романов Дрюона «Проклятые короли» определенно войдет в число моих любимых. Книги написаны простым, но при этом красивым и образным языком, исторические события настолько умело переплетены с авторским вымыслом, что ни малейшего раздражения этот вымысел не вызывает, герои не делятся на положительных и отрицательных, а обладают по-настоящему яркими и многогранными характерами, и, казалось бы, даже самых отталкивающих из них можно в какой-то момент понять и пожалеть. Роман «Железный король» посвящен последнему году правления Филиппа Красивого.
читать дальшеФилипп в трактовке Дрюона мне скорее понравился, чем нет. Этот умный и жесткий правитель, старавшийся по мере сил превратить Францию в сильное и централизованное государство, обуздать непомерные притязания знатных баронов и ограничить церковную власть, действительно внушает уважение и симпатию. А его преданная любовь к покойной жене, а также тщательно скрываемая неуверенность в правильности своих поступков и даже некоторая уязвимость придают герою еще большее очарование. Но вот в том, что касается отношения к детям, он действительно «не человек, а статуя», и от этой статуи в трудной ситуации невозможно получить не тепла, ни совета, ни поддержки. Даже для своей любимицы Изабеллы не нашел он единственный раз в жизни слов утешения, что уж говорить об остальных. В озлобленности Людовика Сварливого, в его отношении к людям есть и доля вины Филиппа, потому что воспитание наследника и достойного преемника было его прямой обязанностью.
И окружение король подобрал себе под стать. Суровый и жестокий Гийом де Ногаре в книгах получился не особенно привлекательным персонажем, причем именно для его образа автор не пожалел черных красок — Ногаре чуть ли не собственноручного пытает Жака де Моле (хотя в реальности магистра вроде бы пыткам не подвергали), хладнокровно смотрит на мучения Филиппа и Готье д’Онэ и даже несчастных принцесс заставляет наблюдать за казнью их любовников. Впрочем, этот герой меня не слишком заинтересовал, а вот мрачная и загадочная история ордена тамплиеров чем-то привлекла, поэтому исследование Марион Мельвиль по этой теме я для себя уже скачала. Надо будет на досуге поподробнее разобраться в том, почему же такая участь постигла собратьев Бриана Буагильбера. Здешние тамплиеры - Жак де Моле и Жоффруа де Шарне - весьма колоритные суровые старцы, не отступившие от своих убеждений даже под угрозой смерти.
А вот коадъютор Ангерран де Мариньи стал, наверное, одним из моих любимых персонажей. Умный, мужественный и справедливый человек, талантливый правитель и заботливый семьянин, он действительно не заслужил того, что ему пришлось вынести, и мне даже жаль, что затеянная им игра была заранее обречена на провал. Правда, и он привык с высоты своей власти видеть в людях лишь пешек и послушных исполнителей своей воли, и он не задумывался о том, на какое существование обрекает ту же Маргариту, ставшую по сути заложницей его интересов. Но Мариньи, в отличие от многих других героев, все-таки искренне раскаялся в своих дурных поступках и даже казнь принял как справедливое возмездие за свое равнодушие к другим людям, за стремление добиться победы над Людовиком любой ценой. И как сильно отличается от Ангеррана его брат архиепископ, который ради собственного благополучия лицемерно предал и продал всю семью Мариньи и по сути отправил на смерть своего ближайшего родственника.
Старший сын Филиппа Красивого, Людовик, здесь показан поистине жалким созданием. Этот неразвитый, ограниченный, истеричный и озлобленный принц был явно не создан для роли правителя, а суровое отцовское воспитание, видимо, только усугубило его дурные качества. Правда, способность откликаться на доброту в нем еще осталась, а если прибавить к этому и его религиозность, то, пожалуй, под правильным руководством священник из него действительно мог бы получиться неплохой. Но уж никак не король. В отношениях с женщинами он, разумеется, тоже проявлял все те же привычные ему мелочность, сварливость и трусость. И если даже расположение своей кроткой и добросердечной любовницы Эделины он не сумел сохранить, поскольку из малодушия упрятал в монастырь их общего ребенка и свою, возможно, единственную дочь, то где же ему было пытаться завоевать сердце дерзкой, яркой и требовательной Маргариты.
Маргарита же на данный момент вообще моя фаворитка в этом цикле. Не отрицаю, что она безрассудна и недальновидна, но все-таки невозможно устоять перед ее очарованием. Женщина-ртуть, хитрая, увлекающаяся, страстная и непредсказуемая, способная на суде и в тюрьме вести себя так же дерзко и смело, как во дворце — она заслуживает восхищения уже за эту свою несгибаемость. Чем-то зацепили и ее отношения с Филиппом, и пусть к ее любви примешивалось желание поиграть чужими чувствами и развлечься, а к его — тщеславие, но все-таки они были по-своему искренны друг с другом, и незадолго до собственной смерти Маргарита о Филиппе вспоминала. И свою кузину Бланку она пыталась по мере сил поддерживать. Бланка, кстати, мне не слишком понравилась — довольно лицемерная и глуповатая особа, хотя такого наказания за свой поступок юная девушка все же не заслужила, и мне ее тоже очень жалко.
Клеменция поначалу казалась уж слишком неземной и идеальной, но постепенно ее мягкость, доброта, отзывчивость, чувство собственного достоинства и удивительная способность делать мир вокруг себя лучше и светлее расположили меня к этой героине. Конечно, Клеменция достойна совсем не такого мужа, как Людовик, но все-таки в их недолгих отношениях были красивые и трогательные моменты. Именно с этой героиней судьба обошлась, наверное, несправедливее всего, потому что Клеменция не только потеряла мужа и ребенка, но и остаток жизни вынуждена была провести в чужой стране и среди чужих людей.
@темы:
книги,
отзывы,
Проклятые короли
А у Марион классное исследование про тамплиеров, немного сухое по изложению, зато реально объемное.